"Антошка": "Антошка"

2-3 года

Педагоги группы

Педагогический работник
Булгакова Галина Николаевна
Педагогический работник
Гумерова Римма Мажитовна

Особенности занятий в группе

Особенности занятий в группе раннего возраста «Антошка»

Общеобразовательное занятие в детском саду — это   образовательная деятельность, которая строится на основе комбинации разных учебно-воспитательных направлений, подчинённых раскрытию одной темы. К примеру, в ясельной группе в рамках воспитания культурно-гигиенических навыков (КГН) дети осваивают навык мытья рук и умывания. В процессе этой работы они учат потешку «Водичка-водичка», то есть реализуют задачу из области развития речи, а также узнают о свойстве воды очищать, делать чистым всё вокруг, и таким образом, расширяют область познания. При этом одно направление всё же является основным: в нашем случае это воспитание КГН.

Образовательная деятельность в режимных процессах имеет специфику и предполагает использование особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребёнка. Основная задача педагога в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни ДОО, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, включать: игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами; беседы с детьми по их интересам, развивающее общение педагога с детьми, рассматривание картин, иллюстраций; практические, проблемные ситуации, упражнения; наблюдения за объектами и явлениями природы, трудом взрослых; трудовые поручения и дежурства; индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей; продуктивную деятельность детей по интересам детей; оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, двигательную деятельность.

Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает: наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней; подвижные игры и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей; экспериментирование с объектами неживой природы; сюжетно-ролевые и конструктивные игры; элементарную трудовую деятельность детей на участке ДОО; свободное общение педагога с детьми, индивидуальную работу; проведение спортивных праздников (при необходимости).

Самым продуктивным способом включить или переключить внимание воспитанника раннего возраста является привлечение «движущейся картинки», то есть мультфильмов, видеороликов. Кроме информационных компьютерных технологий, в детском саду в работе с воспитанниками раннего возраста практикуются такие методики:

  • артикуляционная гимнастика с 2 лет в форме разучивания чистоговорок для освоения детьми звукового строя языка (например, «Уп-уп-уп, мама варит суп»);
  • игры с бобовыми, обычно с фасолью (например, в ясельной группе это игра «Найди игрушку», в которой малыши достают из ёмкости с фасолью игрушки, а в первой младшей «Золушка» — малыши раскладывают красную и белую фасоль по отдельным тарелочкам);

элементы методики су-джок (дети катают между ладошками «колючий» шарик, разрабатывая мелкую моторику и стимулируя акупунктурные точки);

  • игры с бутылочками с растительным маслом и пищевыми красителями, развивающие наблюдательность, навык различать цвета (малыши 1,5–2 лет могут наблюдать за перекатыванием шариков с маслом в ёмкости, а в 2–3 года называть цвета);
  • забавы со шнурками (в основном эта методика используется в ясельной группе — дети перекручивают, скручивают, связывают шнурки, тренируя мелкую моторику);

игры с бусами (в первой младшей группе это может быть нанизывание бусин определённого цвета на нитку, к слову, во второй младшей и средней группах задание усложнится тем, что нанизывать бусины нужно будет в определённом порядке);

  • сказки с пантомимой (дети слушают сказку, педагог показывает движения персонажей, например, «Репки», дети повторяют, а затем сами выполняют движения под текст);
  • игры с бизибордом, также развивающие мелкую моторику (самодельные или фабричные доски с замочками, кнопками и другими деталями, дающими представление об устройстве окружающего мира).

Поскольку занятия с детьми раннего возраста носят комплексный характер, выделить виды уроков «в чистом виде» сложно. Исключение составляют разве что:

творчество (вместе или отдельно рисование, лепка, музыка);

физическая культура;

развитие речи.

По всем этим направлениям в детском саду есть отдельные занятия, но и они имеют комплексный характер. В данном случае они представляют собой платформу ООД для организации уроков с:

-привлечением изучения фольклора, то есть чтение сказок («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Три медведя» и др.);

-тестопластикой для создания поделок из теста (к примеру, изучая тему «Посуда» я своим воспитанникам предлагаю сделать чайник, используя «лепёшки», которые приклеиваются на картон, и декорируются «колбаской» для ручки и носика);

-элементами краеведения в работе с детьми 2–3 лет (этот элемент изучения истории и культуры своего края находит отражение в костюмах и атрибутах, используемых на занятиях, например, малыши первой младшей группы знакомятся с элементами народного костюма — сарафаном и кокошником);

-отработкой цветовосприятия (дети учат цвета окружающих предметов, в первой младшей пытаются сгруппировать объекты по цвету, например, выбрать из мисочки все шарики красного цвета);

-строительным и природным материалом (конструкторы, собранные во время прогулок камешки, жёлуди, которые используются для изготовления строений, поделок, например, гриб из каштана и пластилина для ножки при изучении темы «Грибы»);

-кубиками Никитина (собирая простые разноцветные узоры из кубиков по заданию, например, при изучении темы «Круг и квадрат», дети выкладывают квадрат, одновременно получая представления о цветах).

Приёмы при проведении общеобразовательных занятий в ясельной и первой младшей группах

В работе с детьми 2–3 лет в равной степени используются все четыре группы методических приёмов, и выделения какого-то одного основного нет.

Речевые приёмы

С их помощью дети осваивают речь.

Объяснение

Пополнение словарного запаса в ясельной и первой младшей группах происходит за счёт восприятия детьми речи взрослого. Поэтому педагогу обязательно нужно уделить должное внимание объяснению, так как при помощи монологического высказывания малыши ещё и получают общее представление о грамматике построения предложений. При этом разъяснение не должно быть затянутым, со словами, максимально понятными детям, и с простыми, не осложнёнными оборотами, предложениями. Например, объясняя в ясельной группе понятия «День и ночь», я пытаюсь обратиться к личному опыту малышей: «Ребята, сейчас на улице день. Мы гуляем, играем. А потом наступит ночь. Мы будем купаться, слушать сказки в кроватках и спать».

Загадки, стихотворения

Наравне с картинками и видеороликами, это один из самых эффективных способов настроить детей на работу, увлечь их общей деятельностью, то есть мотивировать. Из двух вариантов — загадки и стихотворения — преимущество оказывается на стороне второго, так как для загадок у малышей 1,5–3 лет маловато опыта для отгадывания. Более того, даже те загадки, которые в занятие вводятся, должны быть с ответом по рифме, чтобы малышам было легче додумать ответ. К примеру, рассматривая тему «Угощение для кукол», я предлагаю малышам такие загадки:

  • Из крупы её сварили, посолили, подсластили. Эй, ну где же ложка наша?! Так вкусна на завтрак… (каша);
  • Подготовим место, раскатаем тесто. Вот повидло, вот творог. Мы хотим испечь… (пирог);
  • Сварит бабушка из ягод что-то вкусненькое на год. Ах, какое объеденье — Ароматное… (варенье).

Иногда рифмовка может полностью раскрыть суть темы занятия. Так, познакомить малышей с частями суток поможет стихотворение, которое сначала 2–3 раза проговаривает педагог, а затем дети ему помогают, договаривая слово в интонационных паузах:

  • Утром солнышко встаёт, За окошком рассветёт. Просыпаться нам пора, В детский сад идти с утра. Вот на улице светло, Время полдника пришло. Мы гулять, играть идём, Много дел бывает днём! Вот и солнышко садится, это вечер к нам стучится. Вся семья вернётся в дом, соберётся за столом. День закончился давно. На дворе совсем темно. Ночь приходит. Нам она доброго желает сна.

Сказки

     Кроме собственно чтения сказок, тексты могут быть иллюстрационным материалом для раскрытия сути той или иной темы, мотивации малышей. Например, чтобы донести до малышей значение понятия «Вежливые слова», я рассказываю им сказку «Три волшебных слова». «Жил-был в лесу Медвежонок, с которым никто не хотел дружить, потому что он был грубым и невежливым. Однажды проходил он мимо болота и услышал, как кто-то зовёт на помощь. Оказывается, это лесной Гном увяз в трясине. Стал маленький человечек просить Медвежонка помочь ему, да зверь только фыркнул: «Ещё чего!». Тогда Гном пообещал научить малыша трём волшебным словам. Медвежонок помог Гному. А в благодарность тот подарил три волшебных слова: «Спасибо», «Пожалуйста», «Извините». По дороге домой встретил Медвежонок Старого Медведя с корзинкой ежевики и попросил: «Дайте, пожалуйста, ягод». Старый Медведь не отказал, угостил. Медвежонок ответил: «Спасибо!» Потом малыш извинился перед всеми, кому грубил, и появилось у него много-много друзей».

Беседа

На основании объяснений и сказок педагог может вводить в практику такой речевой приём, как беседа. С малышами   группы раннего возраста диалог строится на основе вопросов, требующих ответов «да» или «нет». Обращаясь к сказке про Медвежонка, это могут быть такие вопросы:

  • «Xорошо быть грубым?» (дети отвечают отрицательно, а педагог объясняет почему);
  • «Вежливые, волшебные, слова помогают нам находить друзей?» (воспитатель разъясняет);
  • «Вы говорите волшебные слова?» (педагог говорит о том, что важно быть вежливым со всеми — и взрослыми, и детьми).

Беседа обычно представляет собой переход от одного вида деятельности к другому (к примеру, от прослушивания сказок к играм и пр.).

Наглядность

Эта группа приёмов представлена:

  • картинками (дети раннего и младшего дошкольного возраста воспринимают мир вокруг образами, поэтому им важно видеть, что скрывается за тем или иным словом, понятием, и тут на помощь приходят иллюстрации);
  • атрибутами (многие методики, используемые на общеобразовательных занятиях, требуют использования реквизита, о котором говорилось выше);
  • демонстрацией (воспитатель показывает способы взаимодействия в разных видах деятельности с различными объектами, например, как пользоваться мылом, полотенцем и пр.);
  • показом (малыши могут получать информацию не только со слов педагога, но и при помощи видеоматериалов по теме, которые затем кратко проговариваются педагогом и обсуждаются с детьми при помощи простых вопросов).

Практические приёмы

В эту группу входит творческая продуктивная деятельность, а именно создание:

  • рисунков (особое внимание уделяется нетрадиционным техникам рисования, дающим возможность прочувствовать процесс заполнения контуров цветом, например, ватными палочками дети в рамках темы «Дождик кап-кап» дети изображают осадки пальчиками);
  • аппликаций (малыши ясельной и первой младшей групп выполняют задания такого рода из заготовок, к примеру, из двух разрезанных частей складывают трапецию после изучения соответствующей темы);
  • поделок (например, при изучении темы «Насекомые» из каштанов и пластилина малыши первой младшей группы делают гусеницу).

Планирование занятий

Для организованной подготовки и проведения занятий с детьми раннего   возраста педагог составляет ежедневное календарно-тематическое планирование.

Обучающая программа

Рабочая программа группы раннего возраста от 2 до 3 лет "Антошка"

Рабочая программа группы раннего возраста (далее - программа) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ,  образовательной программой дошкольного образования (далее - ОП ДО), разработанной на основе федеральной образовательной программы дошкольного образования, с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).

Цель — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

В части, формируемой участниками образовательных отношений (программы и технологии) реализуются:

  1. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ».– М.: ИД «Цветной мир», 2019.

Цель: воспитание у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации.

Основные задачи занятий изобразительным искусством в ДОУ:

  1. Раскрыть природу изобразительного искусства как результат творческой деятельности человека.
  2. Формировать эстетическое отношение к изобразительному искусству как отражению жизни во всем ее многообразии, к окружающей действительности в целом и к самому себе как части мироздания.
  3. Развивать эстетическое   восприятие   как   эмоционально-интеллектуальный   процесс

«эстетического переживания пережитого».

  1. Знакомить с деятельностью художника (и народного мастера) на всех его уровнях: восприятие–исполнительство– творчество.
  2. Формировать многоаспектный опыт художественной деятельности на основе освоения

«языка искусства» и общей ручной умелости.

  1. Игровые     технологии           «Сказочные     лабиринты     игры»           (методическое пособие/В.В.Воскобович, Н.А.Медова, Е.Д. Файзулаева) под ред. Л.С.Вакуленко, О.М. Вотиновой. -Санкт- Петербург: ООО                 «Развивающие                             иры", способствующие разностороннему развитию детей раннего возраста.

Цель: Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста (внимания, памяти, мышления, воображения, речи);

Задачи:

1.Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

    1.  Гармоничное,  сбалансированное    развитие        у          детей  эмоционально-образного     начала.
    2. Формирование базисных представлений об окружающем мире,  речевых умений.

Новости и события

Все новости и события

Распорядок дня и меню

Мы составили для ваших детей удобное расписание занятий и отдыха
Изучить нормативные документы
Расписание
Примерное расписание на день
Меню десятидневное цикличное
Примерное меню на день

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie