"Звёздочка": "Звёздочка"

5-6 лет

Педагоги группы

Воспитатель высшей категории
Шестакова Ирина Викторовна
Педагогический работник
Ефимова Виктория Сергеевна

Особенности занятий в группе

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик в группе старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) «Звёздочка»

Содержание современного образования ориентировано на развитие универсальных культурных умений. Такие умения начинают формироваться в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни. Они свидетельствуют о готовности и способности ребенка действовать в обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:

  • содержание, качество и направленность его действий и поступков; 
  • индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;
  • принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;
  • принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.

Универсальные культурные умения формируются на основе разнообразных культурных практик, специфичных для детей разного возраста.

Культурные практики дошкольника неразрывно связаны с его интересами, потребностями (витальными, коммуникативными, деятельностными, игровыми и пр.) и способами самовыражения и «вырастают на основе, с одной стороны, взаимодействия ребенка с взрослыми, а с другой стороны, и это не менее важно для развития ребенка, на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования…)»

Проектирование современного образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО нацеливает педагогов на широкое использование культурных практик дошкольников. Культурные практики становятся важной структурной единицей образовательного процесса в ДОУ.

Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.

Цель культурных практик: формирование общей культуры личности дошкольника, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, а также формирование предпосылок к учебной деятельности.

Культурные практики охватывают разные сферы активности дошкольников в образовательном процессе детского сада. К культурным практикам можно отнести все разнообразие социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, исследовательских, практических, художественных способов действий, которые предпринимает дошкольник в своем опыте самостоятельно или при поддержке воспитателя и взаимодействии с ним.

Культурные практики:

  • организуются в рамках детских видов деятельности; 
  • решают задачи образовательной деятельности (образовательных областей);
  • ориентированы на детские интересы (настоящие, лежащие в зоне ближайшего развития) – они являются приоритетом (а не цели и интересы взрослых);
  • ориентированы на создание творческого продукта деятельности материального или духовного (сказка, игровой сюжет);
  • предполагают проявления самостоятельных проб и действий в деятельности и поведении;
  • организуются во взаимодействии со взрослыми с постепенным нарастанием самостоятельности детей;
  • воспитание строится не от задач взрослого, а от жизнедеятельности ребенка, а ребенок – полноправный субъект деятельности, взаимодействия и общения;
  • в культурных практиках ребенок овладевает разными видами деятельности и общения.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализовывается в различных видах деятельности

 

Дошкольный возраст

Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры). Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками). Познавательно- исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Восприятие художественной литературы и фольклора. Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице). Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. Изобразительная (рисование, лепка, аппликация). Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах). Двигательная (овладение основными движениями)

Виды детской деятельности

Деятельность

Содержание

Игровая деятельность

Форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятия ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции

Познавательно- исследовательская

Форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.

Коммуникативная деятельность

Форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Самообслуживание и элементы бытового труда

Форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции.

Изобразительная деятельность

Форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологический и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно потрогать/почувствовать/увидеть.

Конструирование из различных материалов

Форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт

Музыкальная деятельность

Форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Виды и формы культурных практик:

  • совместная игра воспитателя и детей, самодеятельная детская игра (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры). Является ведущей культурной практикой для детей дошкольного возраста.
  • ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.
  • сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
  • коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
  • творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.
  • музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) – форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
  • детский досуг – вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, отдыха (например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.).
  • развлечения способствуют разностороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус, повышают двигательную активность. Развлечения с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире.
  • проектная деятельность является одной из привлекательных и результативных форм совместной партнерской деятельности дошкольников,

и взрослых. Проектная деятельность включает в себя: задание для детей, сформулированное в виде проблемы; целенаправленную детскую деятельность; формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом; результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Направления проектирования культурных практик в ДОУ:

    1. Культурные практики на основе инициатив самих детей. Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Детская активность в данном случае направляется на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, воспроизведение способов действий и апробацию культурных образцов, норм, творческую реализацию замыслов, наблюдение, исследование заинтересовавших ребенка объектов, индивидуальную и совместную со сверстниками игровую, художественную, конструктивную деятельность и др.

Объектом педагогической поддержки воспитателя становятся такие культурные практики, возникающие по инициативе детей, как коллекционирование, самостоятельное исследование и экспериментирование, свободное рисование и создание поделок-самоделок, самостоятельные объединения детей на основе общих игровых интересов, фантазирования, тематических импровизаций, ряженья и театральных постановок, игр-путешествий, совместного сооружения разных объектов и пр.

    1. Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми. Эти культурные практики направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Культурные практики проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми образовательными задачами. Выбор культурных практик связан непосредственно с содержанием комплексно-тематического планирования образовательного процесса и направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, чувств и позитивной социализации, и индивидуализации дошкольников.

 Инициируемые воспитателем культурные практики предполагают также насыщение детской жизни разнообразными культурными событиями, которые открывают для дошкольников новые грани активности, новое содержание жизни. Эти культурные события дети не могут самостоятельно найти и организовать. К ним относятся проектируемые педагогами тематические детские праздники, ярмарки и галереи-выставки детских работ, фестивали, спортивные олимпиады и конкурсы эрудитов, детские театрализованные студии, мастерские, музеи, организация культурного досуга и т.п. Это и участие дошкольников в традициях детского сада: празднование дня рождения детского сада, поздравление педагогов и сотрудников с профессиональным праздником – днем дошкольного работника, праздники «Осенний бал», «День матери», «Проводы зимы», «День птиц», «День смеха», праздник выпускников «До свидания, детский сад» и др.

Содержание ОПДО обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Успешное развитие дошкольника зависит от качества образовательного процесса, от создания условий для индивидуального и личностного развития ребенка и обеспечивается только правильной, научно-обоснованной системой воспитания и обучения, предусматривающей последовательное целенаправленное развитие ребенка с учётом психического развития и индивидуальных особенностей. Для этого принимаются во внимание различные условия и факторы.

Обучающая программа

Рабочая программа группы старшего дошкольного возраста (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ,  образовательной программой дошкольного образования (далее - ОП ДО), разработанной на основе федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее - ФОП ДО),   требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).

Цель — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

В части, формируемой участниками образовательных отношений (программы и технологии) реализуются:

1) Образовательная технология «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» (авторы И.А. Кузьмин, А.В. Камкин). (3-7 лет) Цель: формирование социальной активности детей дошкольного возраста, способности получать значимые социокультурные результаты, создание условий для первичной социализации ребенка в окружающем мире. Задачи: Объединить усилия детского сада и семьи в духовно – нравственном развитии дошкольников, создать единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

2) Проект «Край, в котором я живу. Моя Югра, / Киричек Е.А., Проснякова Т.Н., Савина Е.В. (3-7 лет)

Цель: создание благоприятных условий для формирования ценностного отношения к природе и культуре ХМАО – Югры.

3) Основные положения парциальной программы патриотического воспитания детей 3-7 лет М: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2022.

Цель: Патриотическое, духовно-нравственное воспитание дошкольников, формирование у них основ гражданской идентичности на основе российских традиционных ценностей, приобщение детей к отечественному культурному наследию.

Задачи:

- воспитывать у ребенка любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формировать бережного отношения ко всему живому, к природе родного края;

- формировать навыки экологически грамотного поведения в природе; - формировать навыки безопасного поведения в социуме;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к отечественным традициям, народно-художественным промыслам, литературе, искусству, науке;

- формирование и развитие представлений о городах России; - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства гордости за достижения страны; - воспитание уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, людям старшего поколения.

4) Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» методическое пособие/В.В. Воскобович, Н.А.Медова, Е.Д. Файзулаева и др.; под ред. Л.С.Вакуленко, О.М. Вотиновой. - Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры" (от 1,5 лет до окончания образовательных отношений)

Цель: Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста (внимания, памяти, мышления, воображения, речи);

Задачи: 1.Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое

2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности 3. Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный предмет под новым углом зрения)

4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал

5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений 6. Построение образовательной деятельности, способствующей интеллектуальнотворческому развитию детей в игре

5) Основные положения авторской программы «Правила дорожные Детям знать положено!» (от 3 лет 7), автор - разработчик программы: Сиргалина Г.А.- заведующий МБДОУ № 17 «Белочка»

Цель: формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Задачи: Формировать представления о Правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

2. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного движения.

3. Учить детей применять полученную информацию в практической деятельности.

4. Развивать навыки культуры поведения на улице и в транспорте.

6) Парциальная программа «LEGO в детском саду», авторы В.А. Маркова,С.А. Аверин, Н.Ю. Житнякова, (от 3 лет до окончания образовательных отношений

Цель: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами STEM-образования.

Задачи:

Обучающие: способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения схем; • учить принимать собственные решения, высказывать свое мнение, • содействовать формированию знаний о счете, форме, цвете, величине, пропорции, симетрии, понятии части и целого; • создавать условия для овладения основами конструирования;

• Развивающие: • сформировать образное мышление и умение выразить свой замысел; • содействовать развитию креативных способностей и логического мышления детей; • способствовать развитию творческой активности; • способствовать расширению творческого кругозора и развитию представлений об окружающем мире; • способствовать развитию крупной и мелкой моторики рук; • формировать умение работать в коллективе, выполнять общее дело;

Воспитательные: • содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения задачи. практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы; • содействовать воспитанию организационно – волевых качеств; • создавать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества

7) Технологии Программы по обучению игре детей дошкольного возраста с 4 лет и старше в Шахматы "Феникс" А.В. Кузин, Н.В. Коновалов, Н.С. Скаржинский

Цель: формирование у детей интереса к игре в шахматы.

Задачи: познакомить детей с историей шахмат; показать им мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире, учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию 8) Технологии программы "Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет» (Л. Е. Журовой).

Цель Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, звукобуквенного анализа слова и формирование первоначальных навыков письма.

9) Программа "Юные кадеты - патриоты России"(5-7 лет)

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи: - совершенствовать систему патриотического воспитания в МБДОУ «Белочка», обеспечить необходимых кадровых, научно-методических, материально- технических условий для реализации Программы;

- воспитать патриотизм, уважение к историческому и культурному прошлому России;

- гражданско-патриотические чувства дошкольников через изучение государственной символики России; - формировать представление о России как о родной стране, как о великой державе, любви к своему родному краю, малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям; - осуществлять взаимодействия с кадетскими классами образовательных учреждений города в рамках преемственности.

10) Научно-образовательный проект «Вариативные модели интеграции естественнонаучного и художественно-эстетического содержания образования» (И.А. Лыкова, В.В. Кожевникова) (6-7 лет)

Цель: Направлен на популяризацию и доступность получения математического, естественно-научного, инженерно-технического и художественно-эстетического образования среди дошкольников, в том числе детей с ОВЗ. Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на занятиях, в режимных моментах и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. На занятиях используются разнообразные виды детской деятельности, методы и приемы работы с детьми, обеспечивающие динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяющие потребности ребенка в самостоятельной деятельности. Методы и средства реализации Программ, которые учитывают возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, направлены на поддержку детской инициативы, а также учитывают особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, их потребности и интересы. Результаты освоения Программ планируются на основе образовательной программы дошкольного образования для детей от 5 до 7 лет. В соответствии с ФГОС ДО результаты освоения Программ определены в виде целевых ориентиров - возрастных характеристик возможных достижений ребенка. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Новости и события

Все новости и события

Распорядок дня и меню

Мы составили для ваших детей удобное расписание занятий и отдыха
Изучить нормативные документы
Расписание
Примерное расписание на день
Меню десятидневное цикличное
Примерное меню на день

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie